Главная » 2023 » Апрель » 2 » Еще одна мечта детства сбылась
15:17
Еще одна мечта детства сбылась

Москвич АЗЛК первой серии 1967 года. Поменялись на "Радугу" с Валерием Николаевичем директором Трактира "Телега". Огромное спасибо".

Выпускалась данная машинка на Московском автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола (АЗЛК). Предназначена она была для детей в возрасте от 3 до 6 лет и весил 13 кг. Очевидно и выпуск педального москвича, а по паспорту АПДМ 12М, так же преследовал цель популяризации ставшего к тому моменту на конвейер автомобиля Москвич 402. Но прототипом педального москвича стала вовсе не этот автомобиль. Сразу хотелось бы отметить, что далеко не все педальные машинки имели свои настоящие прототипы. Применялась практика создания обобщенного образа автомобилей тех лет, либо это был взгляд в недалекое будущее. В случае с педальным москвичом его прототипом, скорее всего, стала итальянская педальная машинка фирмы «Giordani». Которая, в свою очередь, была сделана по образу американского автомобиля Studebaker Champion 1950 года. 

Такое крайне непривычное для нас оформление обусловлено бурным развитием реактивной авиации и космонавтики, начавшееся в 50-е годы ХХ века. Это был тренд, запрос общества, поспевая за которым автомобили перенимали черты воздушных судов и космических аппаратов. Именно следуя этому тренду на Студебекере появилась видоизмененная радиаторная решетка в виде воздухозаборника от реактивного самолета. Этот элемент так же был реализован на итальянской педальной машинке, от куда перешел и на педального москвича. И именно благодаря этому элементу педальный москвич первой серии получил народное прозвище «циклоп», из-за сходства облицовки радиатора с одним глазом циклопа — представителя расы гигантов в древнегреческой мифологии.

Дату начала производства педальных москвичей на сегодняшний день установить точно пока не представляется возможным, так как никаких документальных свидетельств пока не найдено, а завод изготовитель прекратил свое существование. Чаще всего фигурирует 1960 год, потому что задний номер машинки отображал год ее изготовления. Но это не совсем верно, потому что в 1960 году начался выпуск москвичей с цельным кузовом. Но ведь до них были рамные педальные москвичи. Они так же имели металлический кузов, сваренный контактной сваркой из штампованных деталей. Но у этого кузова не было нижней части: лонжеронов и передней подвески. Вместо них была рама, на которую устанавливался кузов. Ниже приведены фотографии этого, на сегодняшний день очень редкого, рамного педального москвича. Рамный педальный москвич имел пластиковый руль с воздушным сигналом внутри и пластиковую рамку лобового стекла. Вторая версия исполнения руля. Такая модель встречается гораздо реже. Сиденье изготавливалось как и кузов из штампованного металла, обшивалось чехлом из кожзама и крепилось четырьмя болтами к раме. Для регулировки сиденья в раме были предусмотрены отверстия под болты сиденья с шагом в два сантиметра. Колеса этих москвичей не имели привычных нам подшипников, вместо которых стояли латунные втулки скольжения. Ниже можно увидеть фото рамы в сборе отдельно от кузова. Все декоративные элементы изготавливались из алюминия и покрывались методом электролиза защитным слоем, создававшим неплохое сходство с хромированными деталями на настоящих автомобилях того времени. Передний бампер усиливался металлической пластиной, крепившейся к кузову четырьмя винтами. Что удивительно — каждый кузов москвича был номерной. И нумеровались они вплоть до конца выпуска этой модели, до 1973 года. 

Но здесь стоит отметить, что происходило это в послевоенные времена, когда большая часть предприятий либо была уничтожена, либо эвакуирована за Волгу, в Сибирь, Среднюю Азию. И на разработку педальных машинок не было ни средств, ни ресурсов, ни времени. Стояла задача выжить: накормить миллионы людей, предотвратить эпидемии, обеспечить людей жильем. Поэтому на первом этапе для ускорения сроков выпуска  было принято решение перенять уже имеющийся опыт. Второе поколение педальных москвичей, вышедшее в свет в 1973 году является самостоятельной разработкой КБ АЗЛК, а его дальнейшая модификация 80-х годов стала самой лучшей педальной машинкой, выпускавшейся в Советском Союзе, а может и в мире.

На педальном москвиче устанавливался воздушный сигнал, который изготавливался из пластика сомнительного качества и устанавливался на кузове под правой рукой водителя. В процессе эксплуатации эти пластмассовые дудки быстро ломались, но самые смекалистые родители водителей придумали устанавливать  сигнал внутри кузова. Конечно, звук несколько притуплялся, но зато это решение резко увеличивало сохранность корпуса сигнала. Педальный москвич был оборудован освещением, позволявшим заигравшимся детишкам возвращаться домой без боязни темноты. Данное техническое решение для конца 50-х годов считалось новаторским, и, помимо москвичей, было реализовано только на педальной машинке «Малыш», выпускавшейся Челябинским Кузнечно Прессовым Заводом в 70-е годы. В отражателях фар, которые, очевидно, были позаимствованы от велосипедов тех лет, был встроен пластиковый цоколь, в котором стояла стандартная лампочка на 3,5 В. В качестве источника питания использовалась батарейка на 4,5 В, которые до сих пот используют в школах на уроках физики. Кнопку включения света так же взяли с повсеместно использовавшихся настольных ламп. Некоторые декоративные элементы педального москвича были заимствованы. Это значительно облегчает их реставрацию в наши дни. Делалось это так же для снижения себестоимости и увеличения объемов производства, число выпускаемых педальных москвичей доходило до 200 000 штук в год, что было сравнимо с выпуском настоящих автомобилей. И этого все равно катастрофически не хватало. Обладатель педального москвича считался счастливчиком. В качестве передних фар на педальном москвиче ставились плафоны освещения салона автомобиля ГАЗ М20. Задние фонарики позаимствовали с велосипедов ЗИФ. Надпись «Москвич» так же позаимствована с Москвича 402. Располагалась она в салоне, на торпедо. Этот элемент можно использовать как зацепку для определения даты начала производства педальных москвичей. Дело в том, что эта надпись была только на 402 и ранних 407 Москвичах. 402 Москвич выпускался с 1956 по 1958 год. И можно предположить, что в момент, когда ее перестали устанавливать на 407 москвичи, их начали ставить на педальные москвичи. То есть мы получаем ориентировочный год появления педальных москвичей — 1958 год. Единственная загадка, которая пока не поддается нам — это задний номер рамных москвичей ЭЗ 41-11. Он на всех москвичах одинаковый, и, что он значит, мы пока не выяснили. Можно предположить, что буквы «ЭЗ» — это Экспериментальный Завод, а цифры «41-11» — внутризаводской номер данного изделия. Завод № 41 действительно есть, и находится он в Москве: Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Авангард» МАП, Московское машиностроительное ПО (ММПО) «Авангард» МАП, Р-6995, ГП, ОАО «ММЗ «Авангард». Но это всего лишь неподтвержденные версии. Еще больше вопросов добавляет ниже следующая фотография, на которой изображен рамный педальный москвич, но уже с номером «МЗМА 1960». Так же она свидетельствует о том, что смена модификаций педальных москвичей произошла именно в 1960 году.  К 1960 году конструкция педального москвича была доработана и машина пошла в серию. Ловкий ход конструкторов по присвоению машинкам номеров, соответствующих их году выпуску, значительно упрощает нам работу по идентификации каждой машинки. Изменений было много, главное из которых касается перехода от рамной конструкции кузова к безрамной. Такой же прием был применен ранее и на автомобилях. Это дало как плюсы, так и минусы. Преимущества заключались в большей жесткости кузова и ускорению процесса его изготовления, так как теперь все элементы изготавливались методом штамповки на одной линии  и сваривались воедино. Следующее изменение конструкции стало исключительно позитивным: пластиковый руль и рамка лобового стекла теперь исполнены в металле и не страдают от случайных ударов и неверных виражей. Изменения коснулись крепления переднего бампера. Теперь его функцию выполняла центральная перемычка, крепившаяся к кузову. На ней же теперь стали выбивать серийные номера кузова. Крепости бамперу это улучшение не добавило и после нескольких встреч в бордюрами или другими москвичами они слетали как осенняя листва. Улучшения коснулись и ходовой: теперь колеса снабжены подшипниками. И хотя на прогулке москвичи по-прежнему тарахтят на бескамерных колесах, визг трущихся металлических деталей теперь исключен. Обратите внимание, на представленной ниже фотографии сразу за колесом стоит тарельчатая шайба — в ней находится запас смазки. Это решение сохранялось до конца выпуска первосерийных москвичей. К сожалению не была исправлена проблема передних фар. Они по-прежнему часто выпадали. Победовский плафон крепился к кузову через зажимы переходной пластины, которые из-за тряски жесткой передней подвески ослабевали и стекла фар выпадали на пол. Именно этим фактом объясняется обильное количество старых фотографий с этими москвичами, на которых вместо фар зияют дыры. Следующее изменение коснулось молдинга. Если раньше он был уникальным, то теперь он изготавливался  на том же оборудовании, что и молдинги для Москвичей 402 — 403, а так же Запорожцев 966 — 968. Но если для автомобилей молдинги изготавливали из нержавейки, для педальных москвичей их делали из алюминия. Следующие изменения можно назвать косметическими. Значимых изменений в конструкцию педального москвича уже  не вносилось. Условно, следующую модификацию можно выделить с 1964 по 1967 годы. Связаны они с появлением задних фонариков нового образца, которые так же использовались на велосипедах ХВЗ. В 1967 году появляются привычные нам задние номерки, в виде алюминиевых табличек. На них по прежнему нанесен год изготовления педальной машинки 1967, а также завод-изготовитель МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей). И на нижней части кузова, возле рулевой колонки, появилась выштамповка с ценой » ц 25 р». В 1969 году в связи с переименованием завода изменилось и оформление заднего номера: теперь вместо МЗМА была аббревиатура АЗЛК — Автомобильный Завод Ленинского Комсомола. А так же теперь надпись «Москвич» располагалась выше, по центру капота и выполнена она уже была из алюминия.

Просмотров: 277 | Добавил: brichev2009 | Теги: одна, детства, Сбылась, мечта, еще | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Эксклюзивные шаблоны Ucoz скачать бесплатно для Ucoz.
Самые потрясающие фильмы скачать для просмотра.